Настоящая программа предназначена для внеурочной деятельности по шатре и предусматривает изучение обучающихся материалов по теории и истории алтайской игры «Шатра», участие в районных, республиканских,
международных соревнованиях. Так как формирование разносторонне развитой личности - сложная задача, преподавание шатра через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Шатра в системе общеобразовательной школы, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию обучающихся. Шатра по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Поэтому развитие личности ребенка происходит через игру в ее спортивной форме.
Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно
принимать решения в меняющейся обстановке и т.д. Шатра, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств
нуждается, безусловно, в мотивации, а в шатре любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.
Возраст детей: дополнительная общеразвивающая программа рассчитана на обучение детей в возрасте от 7 до 18 лет. В
учебно-тренировочные группы принимаются все желающие, без специального отбора.
Особенностями детей младшего и среднего школьного возрастов являются:
- начиная с 7 лет ребенок осознает себя субъектом и испытывает потребность приобщаться к социальному не просто на
уровне понимания, но и преобразования;
- подростковый период с 10 до 15 лет связан с возникновением самосознания как осознания себя в системе общественных отношений, развитием социальной активности и социальной ответственности, обостряющих
ответственность подростка в общественном признании;
В 7-10 лет нервная система далека от совершенства. Резко выражено запредельное торможение. Важно соблюдать в работе с детьми этого возраста принципы тренировки – от простого к сложному, от известного к неизвестному.
В 10-12 лет сила нервных процессов, особенно внутреннего торможения, невелика. Внимание неустойчиво, поэтому нецелесообразно длительное объяснение. Это лучший возраст обучаемости – почти все показатели физических
способностей имеют наибольший прирост.
Со стороны тренера необходимо чуткое, умное педагогическое и психологическое руководство.
При построении учебного процесса рекомендуется учитывать индивидуальные особенности познавательной деятельности обучающихся, но большое внимание уделять игре, созданию ситуации успеха. Обучающиеся стремятся
добиться поставленной цели в течение одного занятия и желают видеть наглядный результат своего труда.
Для учёта возрастных и психологических особенностей детей используются определённые педагогические технологии и методики, которые указаны ниже.
Форма обучения – очная
Формы и режим занятий: в группах занимается от 20-до 25 человек, в зависимости от целей занятия педагогами
дополнительного образования используются групповая, подгрупповая, индивидуальная формы организации занятий. Основными, характерными при реализации данной программы, формами проведения занятий являются
комбинированные, состоящие из теоретической и практической частей. Учитывая большую важность практики, учащимся рекомендуется регулярно проводить практическую самоподготовку, играя в свободное время с различными
соперниками, и участвовать в соревнованиях. При такой форме проведения занятий большее количество времени занимает практическая часть (турниры, участие в соревнованиях).
В 1-ый год обучения занятия проходят 2 раза в неделю по 2-3 часа, итого 8 часа в неделю.
Во 2-ой год обучения занятия проходят 2 раза в неделю по 2-3часа, итого 8 часа в неделю.
Продолжительность одного академического часа составляет:
для детей дошкольного возраста и младших школьников 30 минут;
для школьников 5-11 классов – 30 минут.
После 30 минут занятий организуется перерыв 10 минут.
Срок реализации дополнительной общеразвивающей программы составляет 2 года.